Проверяем раздатку на Ниве: блокировку дифференциала и повышенную, пониженную передачи — YouTube

Крутящий момент от заднего редуктора через дифференциал заднего редуктора и левую и правую полуось, перераспределяется на левое и правое задние колеса автомобиля. Когда и для чего надо блокировать межосевой дифференциал? В этом и заключается алгоритм переключения раздатки «на ходу» с прямой передачи на пониженную. Блокировку дифференциала можно включать и выключать при выжатой педали сцепления, как на ходу, так и на стоящей машине.

Нива отличается от классических ВАЗов (и других одноприводных машин) постоянным полным приводом. Суммарная же скорость колес в мосту с дифференциалом зависит от общей скорости автомобиля и при постоянной скорости движения постоянна.

Эти дифференциалы у Нивы являются свободными (т. е. не блокируются)

Одно из типичных заблуждений в отношении Нивы — это назначение передней (малой) ручки раздатки. На самом деле «передок», т. е. передний привод у Нивы включен всегда, так же, как и задний — она имеет постоянный полный привод на все четыре колеса. При нормальном положении — вперед — дифференциал в раздатке работает.

При включенной блокировке выходы раздатки на передний и задний приводы соединяются между собой специальной муфтой. Но если забуксовало еще и одно из передних колес — Нива сама выбраться не сможет. Теоретически с ними застрявшая Нива сможет выбраться в том случае, если хотя бы одно колесо имеет достаточное сцепление с почвой.

Помимо дифференциала в раздатке имеется понижающий редуктор — как бы двухступенчатая коробка передач. На неподвижной машине иногда не удается включить блокировку дифференциала даже при выжатом сцеплении.

Попробуйте включить блокировку при медленном движении в повороте — дифференциал будет проворачиваться, и в какой-то момент против зубьев муфты окажутся впадины между зубьями шестерни. Особенно часто это происходит зимой в городе с ручкой блокировки дифференциала: почищенные и посоленные дороги не требуют включения блокировки, а рассол ускоряет коррозию. Если в системе охлаждения вашей Нивы обычный механический вентилятор (с приводом через ремень генератора), рекомендуется перейти на пониженную передачу.

Наиболее частая причина повышенного шума и вибрации в Ниве — неправильное центрирование раздатки. И на жидкой глине грунтовки, и на заснеженном асфальте, и на чистом льду при выключенной блокировке Нива склонна к потере курсовой устойчивости.

При включении блокировки дифференциала скорости вращения переднего и заднего карданов принудительно делаются равными. Резюме по этому вопросу: при включенной блокировке дифференциала пользоваться при движении ручным тормозом нельзя. А теперь включаем блокировку межосевого дифференциала.

И на передние колеса передается практически весь момент двигателя. Конструкция трансмиссии у всех моделей Нивы, начиная с ВАЗ 2121 и по ВАЗ 2131, имеет постоянный полный привод на все четыре колеса с блокируемым межосевым дифференциалом. На пути при передаче крутящего момента от двигателя к колесам автомобиля у Нивы предусмотрены конструкцией три дифференциала.

Поэтому при включенном межосевом дифференциале на передней и задней оси буксует по одному колесу

Блокировка межосевого дифференциала осуществляется малой рукояткой управления раздаточной коробкой. См. статью Привод Нивы). В связи с этим устраняются ситуации пробуксовки передней оси автомобиля по отношению к задней оси, что повышает его проходимость.

Межколесные дифференциалы у Нивы являются свободными (не блокируемыми), поэтому они перераспределяют крутящий момент (ALER: перераспределяется не крутящий момент, а вращательное движение

См. статью Привод Нивы) в сторону меньшего сопротивления, т. е. на колесо, которое имеет меньшее сопротивление с дорожным покрытием. На эти и другие вопросы я не только отвечаю, но и показываю всё на практике в своём роликах: « Раздатка НИВА. Управление рычагами Раздатки во всех режимах.

Это потребовало введения в трансмиссию (связь между двигателем и колесами) раздаточной коробки (РК, раздатки). Все мало-мальски знакомые с автомобилем, знают, что такое дифференциал. Это механическое устройство, которое распределяет тяговое усилие от двигателя на два колеса, и при этом колеса могут вращаться с разной скоростью.

Необходимость установки дифференциала в ведущий мост автомобиля объясняется очень просто: на повороте внутреннее колесо проходит меньший путь (делает меньше оборотов), а внешнее — больше. Кроме того, пробуксовка колес провоцирует занос. И, наконец, нагрузка на ось (усилие в ней) была бы чрезвычайно высокой. А эта ручка управляет работой дифференциала раздатки. Переключение ручки назад блокирует дифференциал.

Если буксует одно колесо — допустим, заднее, нужно включить блокировку. Тогда в сторону переднего привода будет передана бОльшая доля тягового усилия, и передние колеса могут вытащить машину. Такие устройства довольно дорого стоят, обычно имеют небольшой срок службы и используются преимущественно в спортивных машинах. Ничего подобного — двигатель будет работать так же, как и раньше.

Его-то работой и управляет вторая (задняя) ручка раздатки. Между этими двумя положениями есть среднее — нейтраль — когда редуктор в раздатке разомкнут и не передает тяговое усилие от двигателя. Передаточные числа двух редукторов — коробки передач и раздатки — перемножаются. В результате, при той же передаче в КПП скорость будет меньше, а тяговое усилие — больше.

Когда центральный дифференциал заблокирован, то для обездвиживания автомобиля необходимо, чтобы сцепление с дорогой потеряли одно переднее и одно заднее колесо

Нормальное положение ручек раздатки: передняя — вперед, задняя — назад. Так должны стоять ручки при движении по дорогам с нормальным покрытием. Блокировку (передняя ручка — назад) рекомендуется включать на дорогах со скользким покрытием (лед, снежный накат, жидкая грязь).

Когда скользкий участок закончился — блокировка должна быть немедленно выключена. При затрудненном выключении тоже попробуйте сделать это на ходу, на минимальной скорости, выжав сцепление (для верности — поставьте раздатку в нейтраль). Переключение с пониженной на повышенную и обратно «на ходу» не рекомендуется. Но при острой необходимости это можно сделать при включенной передаче КПП через нейтраль раздатки с учетом того, что передаточное число меняется примерно в 1,8 раза (2,135/1,2).

Он у Нивы является блокируемым. При блокировании межосевого дифференциала передается одинаковый крутящий момент на переднюю и заднюю оси автомобиля (ALER: Ошибка: одинакова угловая скорость, а не крутящий момент. Существуют подобные, блокируемые дифференциалы и для мостов, в том числе с автоматической блокировкой.

Читайте также: