Костюм и символы власти фараона

Неме́с, или клафт — царский головной убор в Древнем Египте, один из символов власти египетских фараонов. В иероглифическом письме этот знак символизировал «жизнь»; он же являлся частью слов «благосостояние» и «счастье».

Согласно списку фараонов Манефона – 2900 г. до р. х. Верхним Египтом правил фараон Мен, возможно тот же самый, которого в др. источниках называют Нармером. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет, которую носили фараоны Верхнего Египта.

Вторым по значению головным убором фараона был большой платок из ткани в полоску. Он служил защитой от солнца и пыли, назывался «клафт-ушерби» — атрибут культа бога Амона — и также относился к древним символам царской власти. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона. Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй.

Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.

Даже фараоны ходили босиком в сопровождении слуги, который нёс сандалии. Сакральный смысл лежал во всех словах и поступках фараона – живого бога, от которого зависло благополучие «земли Кемет». Даже в семейном кругу фараон носил парик и особые атрибуты власти, которые вместе с положенными браслетами и ожерельями весили несколько килограммов.

Предметы окружающие фараона и его семью имели, как правило, символическое значение, что обуславливало их форму и украшение. Не менее роскошно украшались тронные носилки, в которых восседал фараон во время торжественных процессий. С этого времени фараоны не имели существенного влияния в регионе. Во времена движения хиппи, в конце 60-х годов XX века, анкх был популярным символом мира и правды.

Скарабей – один из популярнейших египетских символов. Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья – оберегающую его Изиду, а змеи – Нижний и Верхний Египет.

Цветок лотоса также считается символом Верхнего Египта. Голову богини украшает страусовое перо, которое является ее символом и иероглифом. Иногда – в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове. Когда в I в. н. э. египтяне приняли христианство, они сохранили анкх в качестве религиозного символа, и в этот период времени он часто соседствовал на могилах с христианским крестом. Иногда их встраивали в кольца, браслеты и другие украшения.

Символом идеальной супруги и матери стала Изида — жена царя Озириса — владыки мертвых и судьи в подземном мире. Она была наиболее почитаемым в народе божеством

Первые отступления от общепринятого схенти появились именно в костюме фораона. Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась она – пшент ( па-схемти ) . Атеф — белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Между двумя страусиными перьями (они символизировали две истины – жизнь и смерть) расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны.

Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам. В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета(хепреш) . Хемхемет(также известна как «тройная корона атеф») — ритуальная древнеегипетская корона.

Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота

На божественное происхождение и неограниченную власть указывала особая символика — обруч со змеёй-уреусом, укус которой приводил к неизбежной смерти. Изображениями змеи и коршуна украшались не только головная повязка фараона, но и корона, пояс и шлем. Все атрибуты власти обильно украшались золотом, цветной эмалью и драгоценными камнями. Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера.

Одеяния царских особ отличалось от одежды знати дороговизной материала и тончайшей выделкой. Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трёх пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки.

Жена фараона, как и все женщины носила калазирис. Ниже приведены 12 основных египетских символов, дошедших до нас и еще несколько менее распространенных. Фараон и его жена носили сандалии с позолоченными и золотыми украшениями.

Читайте также: