2. Предложения с косвенной речью

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль. Давыдов перевел глаза на меня и сказал глухо, что не он один отдал жизнь пустыне. Об этом свидетельствуют слова со значением предположения, введенные в авторскую речь: Он сказал примерно следующее…

2. Предложения с косвенной речью

Прямая речь с авторскими словами образует особую синтаксическую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей. Если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то при оформлении косвенной речи используется союз чтобы, например: Ребята кричат, чтоб я помог им траву увязать (Шол.). В косвенной речи личные и притяжательные местоимения, а также формы личных глаголов употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего.

Синтаксической особенностью несобственно-прямой речи является невыделенность ее в составе речи авторской. Несобственно-прямая речь — это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как прием сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ подачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы речи прямой и вместе с тем дает возможность не отграничивать резко эту речь от авторского повествования.

В художественной литературе часто несобственно-прямая речь употребляется в виде второй части бессоюзного сложного предложения и отражает реакцию действующего лица на воспринимаемое им явление. 4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста).

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин). Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин). Рассмотрите схемы этих предложений. Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог. Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений. В отличие от прямой речи, косвенная речь всегда располагается после авторских слов, оформленных в виде главной части сложноподчиненного предложения. При оформлении чужой речи в виде косвенной происходят некоторые лексические изменения.

Читайте также: